Строительные материалы напрямую от производителя
Статьи `Советы от прораба` в ХабаровскеСтатьи `Советы от прораба` в Хабаровске
Решили

найти строительную фирму для строительства своего загородного дома

  и не знаете, как это сделать?
Вариантов, на самом деле, не так уж и много, хотя и не так мало. Если бы меня сегодня спросили, у какого стоматолога лучше всего в Хабаровске лечить зубы, я, наверное, честно бы признался, что не знаю. Дело в том, что не знаю, по какому принципу выбирать из массы предложений самое качественное. Поэтому могу представить, насколько сложно человеку, впервые взявшемуся за строительство своего дома, не прогадать. Тем более, что зуб, в конце концов, можно и вырвать, а сумма на дом может вырвать половину вашей жизни.


Оцениваем предложения строительных компаний в справочнике 2 ГИС



Я бы начал с самого сегодня популярного электронного справочника 2 ГИС. Почти все местные фирмы регистрируются в этом справочнике, тем более, что регистрация без рекламы идет бесплатно.

Открываем справочник и видим, что там строительством дач и коттеджей в Хабаровске занимается 107 компаний. Если в каждую сделать звонок, то потребуется не менее недели выслушивать варианты, если сбросить проект (если на руках уже есть готовый проект дома) на просчёт, то оценивать эти расчёты придется не менее года, а потом еще пару лет звонки от менеджеров получать. А хочется выбрать быстро и относительно надёжно.

Открою вам небольшой секрет при работе со справочником 2 ГИС. Компании, которые даю информацию о себе, находятся в тех рубриках, которые указывают, как свою деятельность. Под название, каждой фирмы идет перечень предоставляемых компанией услуг. Например: продажа пиломатериала, изготовление мебели на заказ, установка окон, строительство дач и коттеджей. Последовательность я привел не зря. Дело в том, в какой последовательности стоят предложения в такой последовательности для компании приоритет предлагаемых услуг и товаров. Компания же находится во всех этих рубриках независимо от последовательности предложений, а от названия в алфавитном порядке.

Пойдем дальше. Какой вывод мы сделаем из приведённого примера? Не знаю как вы, но, если я пошел лечить зуб, а мой доктор в первую очередь занимается их удалением, а лечение у него на втором плане, то я бы подумал. Здесь тоже самое. Компания, которую мы нашли, занимается продажей пиломатериалов – это в первую очередь. Вы же не будете ставить в первую очередь то, что приносит вам наименьший доход? Значит, продажа пиломатериалов, причём, возможно, что посреднические услуги. Значит только продажа, а по старому УК РСФСР (РСФСР - раньше так называлась наша страна, УК – уголовный кодекс) – обычная спекулятивная деятельность, т. е. купил подешевле, продал подороже. Далее идет: изготовление мебели на заказ. Цех, видимо, у ребят есть по изготовлению мебели. К загородному дому это имеет опосредованное отношение, а можно сказать, что не имеет к строительству дома вообще никакого отношения. Добрались до
«установки окон». Это чистый вид услуги. Про изготовление окон речи не идет, следовательно, бригада, которая мебель монтирует, специализируется и на установке окон. Инструмент есть, руки есть – деньги не помешают, можно и окно вставить. А вот теперь мы дошли до строительства дач и коттеджей. Я бы уже не доходил до этого самого строительства. Слишком уж он далеко стоит.

Вопрос: а зачем тогда компания, которой строительство не особо интересно, стоит в разделе
«строительство дач и коттеджей»? Очень просто: пиломатериал, окна и мебель – это то, что вы обязательно приобретёте как при начале, так и при завершении строительства своего частного дома. Сбыт этих материалов и услуг является основной целью рекламодателя. Строительство дома, возможно, будет проводить компания, которая расположена в этом же справочнике строчкой ниже, но не факт, что вы об этом узнаете. А те, к кому вы обратитесь, передавая смежникам заказ, получат свое вознаграждение за «подгон» заказчика, гарантию реализации своего пиломатериала, а, впоследствии, и остальных услуг. Если же вы откажетесь от их услуг по строительству, то не значит, что они не смогут вас убедить приобрести у них строительный материал. Так, в справочнике можно найти фирмы, которые занимаются исключительно продажей кирпича и бетонных блоков, геодезическими работами, ремонтом и отделкой. И все эти компании будут стоять в одном ряду. Поэтому я бы выбрал только те, кто свою деятельность начинает именно со строительства, на крайней случай, с проектирования домов, – это хотя бы неразрывно связано.


Изучаем сайты компаний по строительству загородных домов


Первый шаг определили. Теперь определим второй. Я всегда оцениваю в наличии у компании сайта. Сегодня это показатель не только рекламной деятельности, но и официальная визитка фирмы, по которой можно судить, чем на самом деле она занимается, какие объёмы работ выполняет и как давно работает. Если у строительной компании нет своего сайта, то она, либо первый год на рынке, либо, смотрим на текст выше, занимается в первую очередь не строительством домов, а продажей сопутствующих материалов, тогда и сайт им ни к чему.

К сайту компании надо подходить также как к работе со справочником. Смотрим, что предлагается в первую очередь. Если каких-либо работ не предлагается, значит, фирма их не выполняет, а нанимает субподряд, т. е. смежные организации узкого профиля. Тут со мной многие могут поспорить, что дом-то предлагается сдать в ключ, а это значит проведение всех видов работ, включая инженерные сети и отделку. Соглашусь. Предлагают именно так. Все сдадим под ключ. Но задам несколько вопросов. Первый: почему услуги, например, электриков, не стоят в списке предложений? Электрикам деньги не нужны или они работой перегружены? Они не стоят в списке предложений, потому, что электрики – люди, приходящие под заказ. Нет ни в одной компании по малоэтажному строительству электриков в штате. Не верите мне? Верите менеджеру, который по телефону усиленно убеждает, что их компания выполняет весь спектр строительных работ: да, да и делаем всё-всё?

Давайте прикинем статистику, Вы же на слово не поверили... Статистику возьмём официальную. В интернете легко доступную. Статистика по жилому фонду Хабаровского края. В 2012-м году частного жилья в сельской местности было 3 021 тысяч м2, в 2013-м году 3 104 тысяч м2. Сколько квадратных метров жилья прибавилось за один год? Методом вычитания получаем: 83 000 м2. Замечу, что это не построенное жильё. Это столько квадратных метров зарегистрировано в частном секторе Хабаровского края. Оно прирастает не только при строительстве и вводе в эксплуатацию, но и при передаче жилого фонда из государственного в частное владение. Проще говоря - в результате приватизации. Приватизированного частного жилья в сельской местности за 2013-й год составило 12 000 м2. Теперь можно брать приближенно количество именно построенного за год частного жилого фонда: 71 000 м2. Сколько это домов? Предположим, что средний загородный дом – это 120-170 м2. Ориентируемся на коттедж в 150 м2. Методом деления получаем 473 дома за один год. Значит у нас 107 компаний, которые строят 470 домов за год? Опять ошибка. Из этих домов часть построена вольными бригадами, которые ни в каких справочниках и ни в каких налоговых, и статистиках не числятся. Часть построена самостоятельно, без проектирования дома и привлечения дополнительной наёмной рабочей силы, родственники не в счёт. Есть ещё построенные строительными компаниями, которые располагаются в удалённых от Хабаровска районах и тоже в наш справочник не вошли. Им нет смысла регистрироваться в справочнике областного центра. Расстояния то у нас большие. В Хабаровский край полторы Франции влетает со свистом. Поэтому смело треть построенных домов из общего количества уберём. Осталось 317 домов, которые распределяются между всеми строительными компаниями. Значит, каждая в среднем строит 3 дома за год. А теперь вопрос: сколько надо платить штатному электрику, чтобы он провел проводку в трёх домах за целый год? И насколько целесообразно его содержание? Ответ: "Компания не будет содержать электрика в штате, а наймет его по факту получения заказа". В противном случае, устройство электросетей без ущерба для компании при содержании электрика за три дома должно быть не меньше его зарплаты за год. Как ни крути меньше 20 000 руб. в месяц вряд ли платить придется. Перемножаем на 12 месяцев, это без учета налогов и расходных материалов, получаем 240 000 руб. Делим на три дома, получаем, что провести проводку и прикрутить десяток розеток, без учёта стоимости самого материал, обойдется в 80 000 рублей. Это при условии, что электрик работает один. А если два? А маляры вам не нужны?

Вывод: если в самом первом предложении компании, например, на сайте компании, нет предложений определенных вид услуг, то эти услуги компания заказывает на подряд, сторонним организациям, либо частникам. В этом нет ничего страшного, потому что сегодня, даже очень крупные фирмы вывели за штат лишних сотрудников и на многоэтажках трудится огромное количество гастарбайтеров, частников и небольших узкоспециализированных компаний, которые связаны с головной фирмой только временным договором.

Менеджера на вранье поймали, на язык ему наступили, смотрим дальше. Что еще можно и нужно посмотреть на сайте?

Обязательно загляните в раздел выполненных заказов. Его ещё называют иностранным словечком
«портфолио». Этот раздел говорит о том, сколько времени компания работает на рынке. Если в наборе одна баня и картинки из интернета, то не более года. Если хотя бы три-четыре дома, пусть не презентабельных, (строителям редко достаются фотографии полностью законченного загородного дома, поскольку очень редко подписывается договор «под ключ») то компания на рынке года три. Этот раздел набирается очень медленно, ведь часть домов сдаются в черновую и совсем не годны для презентации, а когда их хозяин доведёт до сдачи, неизвестно. Некоторые заказчики жёстко выступают против размещения их собственности для просмотра. Получается, что с одного сезона может получиться всего две, а то и одна работа на презентацию. Поэтому, компания, у которой более десятка выполненных объектов на рынке существет обычно не менее пяти лет.

В разделе ответов и вопросов самым важным, думаю, будет дата последнего обращения. Часто вопросы и ответы публикуют для всеобщего обозрения, но это приводит к путанице, т. к. даже по одному проекту может быть несколько вариантов строительства дома. А дата обращения говорит о том, что компания жива-здорова, например, на сегодня, а не полгода назад последний клиент за консультацией обращался.

Раздел проектирования загородных домов не всегда представлен, т. к. для строителей это - сопутствующая услуга, и редко часть бизнеса. Дело в том, что с 2003-го года после принятия положений об упрощенном проектировании частных домов, цена проекта снизилась до незначительной в соотношении к дому. Раньше проектные работы занимали до 10% от сметы всего дома, а сегодня редко превышают 1%. Поэтому содержать проектировщика за мизерную зарплату никто не хочет, а дом могут предложить построить вовсе без проекта. С одной стороны такое возможно, т. к. "профи" построят по рисунку на песке, но с другой, закладывает большие риски для заказчика, т. к. нет понимания, что конкретно будет построено. Поэтому, исполнитель будет думать одно, заказчик другое, а получится домик для трёх поросят, хотя вроде закладывали коттедж на одну семью. Лучше всего иметь на руках что-то разумное и легко проверяемое, например, через соседнюю строительную контору (для сравнения). Если компания навязывает вам сложный проект, и начинает рассказывать, что без расчета узловых соединений два бревна друг на друга не положишь, значит, это те проектировщики, которые только на этом деньги и зарабатывают. Они вам подготовят двух килограммовый, а то и пяти, проект с описательной частью на 50 листов, которая у них хранится более десяти лет и вставляется в каждый проект, при этом выдается за сложную разработку, которая стоит круглую сумму.

Важным ли разделом является наличие собственного производства у компании? И да, и нет. Сегодня грамотный посредник может получать скидки в нескольких производственных компаниях и предложить вам цену даже ниже, чем у производителя. Это, пожалуй, единственный вид спекуляции, которая может положительно сказаться на конечном потребителе.

Потом можно одним глазом (надо же и развлечься), глянуть в миссию компании. Там написано несколько пафосных строчек о том, что строители двух сельских туалетов и одной баньки стремятся к созданию благородных и возвышенных форм по самым современным технологиям, почему-то обязательно европейским, и поиску гармонии между строителями заказчиками и природой. Деньги получаем налом, безналом, рассматриваем вариант бартера.


Сарафанное радио


Так называемая холодная оценка компании окончена. Есть еще сарафанное радио. Это когда родственник или знакомый рекомендует вам определенную компанию. Важно с этой рекомендацией получить не только название компании, но и непосредственного прораба, который строил дом вашему знакомому. Малоэтажные компании редко бывают со штатом более 10 человек. Это небольшие фирмы и от одного человека там много зависит. Поэтому конкретный сотрудник может влиять на результаты работы. Если же он уволился, то не факт, что новый построит вам дом так же качественно и хорошо.


На этом всё. Удачи в поиске!


С уважением, Алексей Захаренко.